«Многие зависимые люди испытывают депрессивные состояния или депрессию, что, вероятно, связано с биохимическими изменениями, возникающими в результате частого употребления алкоголя, а также с ухудшением жизненной ситуации, вызванной зависимостью. Для некоторых людей, страдающих депрессией, алкоголь становится простым и на какое-то время эффективным средством борьбы с плохим настроением. Является ли депрессия в сочетании с алкогольной зависимостью обычным явлением? На эти и другие вопросы отвечает Магдалена Паччарек, специалист по психотерапии зависимостей.
Многие люди, вероятно, интуитивно признают, что такие отношения, вероятно, существуют. Однако может удивить то, насколько распространено это явление. В популяции людей, страдающих депрессией, примерно 15 процентов становится зависимым. Однако оказывается, что около 85 процентов люди, пристрастившиеся к алкоголю, страдают депрессией. Мы также очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда люди, которые посещают врачей общей практики или психиатров и лечатся от депрессии, страдают от нее из-за алкогольной зависимости, которую не всегда замечают. В результате эти люди получают и принимают антидепрессанты, продолжая при этом употреблять алкоголь, что помимо того, что не помогает, еще и очень опасно для их здоровья и даже жизни.
Похоже, что связь между этими расстройствами довольно сильна.
Да. Я думаю, можно с уверенностью сказать, что существует социальное согласие на употребление алкоголя как способа справиться со стрессом, напряжением или тяжелыми эмоциями, такими как грусть. Конечно, социальное согласие распространяется на периодическое использование этого решения, но человек, обнаруживший, что этот инструмент эффективен, может использовать его все чаще. К сожалению, в какой-то момент само использование этого инструмента становится проблемой, но обычно это происходит незаметно. За это время вы можете причинить себе множество проблем, с которыми сложно справиться. Трезвое отношение к реальности является источником плохого настроения для многих людей, отказывающихся от алкоголя (или других психоактивных веществ). Это может спровоцировать вас на повторное употребление алкоголя.
Кроме того, алкоголь является психоактивным веществом, а это значит, что он влияет на центральную нервную систему. Он вызывает изменения в секреции нейромедиаторов, что биологически вызывает чувство удовольствия, расслабления и облегчения. Однако увеличение концентрации алкоголя или увеличение частоты употребления алкоголя вызывают изменения в нейромедиаторных системах, соответствующие изменениям, сопровождающим депрессию. Но эти первоначальные положительные эффекты от употребления алкоголя заставляют людей тянуться к дальнейшим дозам…
И порочный круг замыкается… Вы говорите о депрессии, а как насчет других расстройств настроения?
Люди в состоянии мании из-за повышенной тяги, повышенной самооценки и трудностей или даже неспособности контролировать импульсы совершают многочисленные рискованные поступки. Они также часто употребляют алкоголь или наркотики. Однако это является выражением их приподнятого настроения. Это похоже на употребление алкоголя, когда вы хотите что-то отпраздновать. Однако рано или поздно маниакальные состояния заканчиваются, и поэтому приходится сталкиваться с последствиями действий, предпринятых во время мании. Для некоторых это может быть трудным, а иногда и болезненным опытом. У людей, страдающих биполярным аффективным расстройством (БАР), может возникнуть депрессивный эпизод, в связи с чем риск повторного употребления алкоголя возрастает. На этот раз мотивация другая, но эффект тот же – выпивается больше алкоголя. Оказывается, употребление алкоголя может вызывать более частые и быстрые изменения между эпизодами мании и депрессии.
Имеет ли значение, что было первым – расстройства настроения или зависимость?
Сочетание депрессии, расстройств настроения и зависимости делает каждое из них более трудным с клинической точки зрения. Депрессия, появляющаяся в начале периода воздержания от алкоголя, увеличивает вероятность возврата к активной зависимости. Алкогольная зависимость может ускорить развитие депрессии и дополнительно усилить восприятие ее симптомов. Депрессивные эпизоды у наркоманов зачастую более тяжелые и возникают чаще. При этом риск суицидальных попыток и завершенных самоубийств у людей, страдающих зависимостью и депрессией, увеличивается на 30%.
Однако, когда впервые возникла депрессия, эффективное ее лечение зачастую облегчает течение алкогольной зависимости. Более того, в периоды абстиненции повторяющиеся симптомы депрессии предшествуют рецидиву зависимости, что позволяет предположить, что правильное реагирование на эти симптомы может снизить вероятность рецидива.
Определить, какое расстройство является первичным, можно, и зачастую с высокой вероятностью его повторный диагноз можно установить посредством тщательного и углубленного интервью. Это относится к истории жизни самого пациента, а также к истории его семьи, с акцентом на ранее возникшие зависимости или эмоциональные расстройства среди членов семьи. Целью такого обследования является оказание более эффективной помощи пациенту и, таким образом, достижение долгосрочного улучшения качества жизни.
Многие из ваших высказываний относятся к депрессивным состояниям и депрессии. Может ли это означать, что депрессия и зависимость тесно связаны?
Как я уже упоминал, у многих зависимых людей наблюдаются депрессивные состояния или депрессия, что, вероятно, связано с биохимическими изменениями, происходящими в результате частого употребления алкоголя, а также с ухудшением жизненной ситуации, вызванной зависимостью. Для некоторых людей, страдающих депрессией, алкоголь становится простым и на какое-то время эффективным средством борьбы с плохим настроением.
Различные факторы повышают риск развития депрессивных расстройств или алкогольной зависимости. В случае депрессивных расстройств к ним относятся: неблагоприятные или травматические переживания в детстве, возникновение депрессивных расстройств у ближайших родственников, серия стрессовых жизненных событий или изменений или хроническое соматическое заболевание, такое как диабет, ожирение или ишемическая болезнь сердца. . Однако риск зависимости увеличивается, если, среди прочего: в семье есть или были наркозависимые, не было адекватного ухода и участия родителей в обучении, высокий уровень стресса и плохие навыки преодоления трудностей, финансовые проблемы или бедность. и предыдущее агрессивное поведение. В ходе зависимости и расстройств настроения происходят изменения и во внутренней жизни страдающего от них человека. Нередко отмечают неустойчивую самооценку и самооценку, которая зачастую занижена, негативные представления о себе, постепенную утрату надежды на улучшение своей жизненной ситуации, чувство вины, суицидальные мысли и попытки. Значительные изменения происходят также в поведении и социальном функционировании обеих групп, что зачастую приводит к прогрессирующему уходу от социальной жизни
и пренебрежению к себе, вплоть до пренебрежения базовыми экзистенциальными потребностями.
Поэтому возможность поставить правильный диагноз имеет решающее значение для этих людей.
Определенно да. Важно быть внимательным при проведении бесед и интервью с людьми, сообщающими о симптомах расстройств настроения, депрессии или нестабильности настроения. Расспросив их о методах, которые они до сих пор использовали для борьбы с неприятными эмоциональными состояниями, включая употребление психоактивных веществ, возможно, можно будет выявить параллельную проблему злоупотребления наркотиками или зависимости. Очень важным аспектом помощи в такой ситуации является одновременное лечение зависимости и расстройств настроения. Это, несомненно, означает сочетание психотерапии с фармакотерапией. Поэтому тесное сотрудничество терапевта и врача также является важным фактором, особенно в начальные периоды абстиненции и в периоды рецидивов (как рецидивов алкоголизма , так и рецидивов аффективных расстройств).
Важным элементом лечения людей, страдающих обоими расстройствами, является также образовательный элемент, в ходе которого пациенты приобретают знания, позволяющие им распознавать ранние симптомы расстройств настроения или рецидивов зависимости . Далее они расширяют свои навыки борьбы с тяжелыми эмоциональными переживаниями, чтобы сломать устоявшуюся модель использования внешних веществ как средства борьбы с невыносимыми эмоциональными состояниями.